30 апреля 2024, вторник, 1:02
Поддержите
сайт
Сим сим,
Хартия 97!
Рубрики

Не сошлись в выражениях

41

Белорусский язык - это не пароль тайного братства или элитного клуба прогрессивно думающих людей.

Комментарии 41
+89 +
беларуска , 8:55, 16.10

Паважаю Святлану Калинкину . И веру ёй .

Ответить
+76 +
Petrovich, 8:56, 16.10

Светлана,умница!!!Как всегда на высоте!!!+100500

Ответить
+4 +
цыркач, 19:25, 16.10

Но в большинстве своем белорусы все-таки родной язык и знают, и понимают.
-----------------------------------
Не ведаю-не ведаю.
Нядаўна на пошце адпраўляў заказны ліст.
Дарэчы, ад'едзьце ад Мінска на некалькі кіламетраў, і паспрабуйце ў аддзяленні "Белпошты" знайсці хаця б адзін дакумент на беларускай мове.
Пацешымся разам...

Дык вось, пішу на канверце: "Дзяржаўная інспекцыя...".
Дзяўчына-аператар мне ў чэку па-руску (на беларускай інтэрфейс не прадугледжаны) так і выбівае: "Державная инспекция...". "Державная инспекция..."(!!!) Здурэць!
А Вы кажаце - разумее большасць.

Ответить
0 +
Ігар Іваноў, 22:25, 16.10

А што хоча тое і кажа, а дакладней піша. І партыя ёй падабаецца ОГП больш за іншыя і артыкулы яна можа пісаць не выходзячы з офіса. Яна Вам і большасць лёгка знойдзе нічога не лічыўшы. +10000500 адным словам.

Адчуваю сябе пажарным Сёмай Кацам, які дазнаўся што Зямля круглая.

Ответить
-33 +
!, 9:07, 16.10

"Ватник" , "было","совок", произносимые на любом языке - маркер, по которому можно опознать людей, которые просто унижают, оскобляют и давят. Нужно доказывать свою состоятельность в каком-то деле, а не искать в чем кто-то другой некомпетентен.

Ответить
-4 +
Илья, 13:33, 16.10

Дело даже не в поисках некомпетентности, а в языке ненависти. Названные Вами слова это язык ненависти, hate speech. Говорящие их маркируют им тех, кого лишают человеческого статуса.

Ответить
-1 +
:), 14:26, 16.10

Белорусы считают, что человеческого статуса себя лишают те, кто такие слова говорит, потому что им нужны зачем-то те, кого они обзывают, а сами становятся ненужными всем, если нелюди и не умеют общаться с другими людьми.

Ответить
-4 +
Илья, 20:18, 16.10

Полностью Вас поддерживаю и считаю, что таковы не белорусы, но вообще люди. К сожалению, соседняя Украина сейчас будто вся поражена бесчеловечием. Некоторые даже считают, что этим само государство то сделало себя ненужным.

Ответить
+3 +
!, 22:13, 16.10

Украинцы решили, что им не нужны люди во власти, которые считают граждан быдлом, для чего хотят заменить на новых, которых будут контролировать, коль воры и бандиты готовы убивать собственных граждан, чтобы продолжать воровать. Янукович почему не слушал людей на мирном Майдане? Думал, что с ними можно не считаться? Просчитался Янукович, потому что ему своя жизнь дорога в шоколаде, а гражданам жизнь в качестве быдла нет, поэтому и стояли насмерть, чтобы людьми завться.

Ответить
0 +
!, 22:52, 16.10

Зачем вообще переходят на личности и кого-то как-то обзывают? Зачем обзывают целые группы людей? Потому что нечего предложить, нечего сказать, а нужно просто опустить ниже плинтуса и залезть на голову? Такие люди во власти не нужны, такие люди вообще нигде не нужны. нигде не нужны люди, которые давят других или хотят заставить силой что-то отдать, что-то сделать, такие люди ничем не отличаются от преступников, которые при помощи насилия хотят добиться своих целей, которые не нужны другим. Детей уже давно никто не бьет в приличных семьях, а тут какие-то охломоны с ремнем желают пороть народ да еще считают. что такая власть и должна быть? Эти люди просто становятся пустым местом, которых никто не видит, не слышит и не желает о них ничего слышать. Люди просто решают свои проблемы без хамов и наглецов. никак нигде их не учитывают при планировании своей дальшейшей жизни.

Ответить
-25 +
А.Г.Петров, 9:07, 16.10

Вот проблема. Запатентуйте «Кава ці мова» и вперот.

Ответить
+52 +
пенсионерка, 9:12, 16.10

Спасибо надо сказать главному историку и хоккеисту страны за национальную трагедию.

Ответить
+8 +
Е, 9:14, 16.10

Может есть всё же "правдивая" книга по истории Беларуси?

Ответить
-42 +
Минский, 9:17, 16.10

Разговоров много.. И ранее, и теперь, "беларуская мова" поднимается на знамена кем попало как критерий "наш-не наш".
С другой стороны, никто толком и не дал ответа, и даже не задумался, КАКИЕ из десятка наречий на территории от Бреста до Кличева и от Постав до Гомеля считать истинной "дакладнай мовай". Причем, обычно в рассуждения такие вступают те, кто "мову" мало-мальски изучал только по школьным хрестоматиям - эту сборную солянку "под редакцией". Скажем честно - "литаратурная беларуская мова" так же далека от диалектов, существующих в Беларуси, как язык эсперанто от породивших его испанского, русского и латыни. Могу со всей уверенностью сказать, что при формальной общности построения и, с большего, единстве словарного багажа, часто многие слова и, тем более, лексемы уроженца Брестчины будут малопонятны уроженцу вытебского региона. Кто из них "дакладны", а кто нет? По набору слов - один "пшек", а другой очевидный "москаль". А житель Пинска по характеру разговора - чистый "щирый хохол" с белорусским акцентом.
Мало того, следует учитывать, что белорусский язык, тот, что мы в 70-х учили за партой, был сформирован и "высочайше утвержден" в учебниках на рубеже 30х годов и, в отличие от "живых" языков, постоянно обновляющихся и наполняющихся новыми понятиями в соответствии с прогрессом, так и остался. Пару раз в руки попадались околонаучные и технические "труды", написанные на белорусском (или переведенные). Честно? Читаются как анекдот. Зачем? Кто в той же Великобритании возьмет себе в голову писать научный труд (не по языкознанию) на валлонском или старо-кельтском? А кто даст себе труд его читать и оценивать?
Да, люди в Беларуси, в подавляющем большинстве, приняли русский язык, как средство общения. Люди - это Homo Sapiens, с интеллектом побольше, чем надо для управления лопатой-вилами-сеялкой-веялкой и прочей примитивной техникой. Попытки обвинить их в том, что не используя в общении устаревший, формализованный и синтетический язык, они умаляют себя и дискредитируют белорусскую нацию, так же нелепы, как обвинить в непатриотизме человека, предпочитающего в магазине импортные овощи "вечнозеленым томатам" и гнилой "бульбе" местного хозяйства..
Человек имеет право и должен общаться на том языке, который предоставляет ему максимальные возможности для грамотного самовыражения. Пока что для нас этот язык - русский. И если учить ради полноты общения и восприятия иные, то среди английского, французского, немецкого и т.д., белорусский окажется в конце второго десятка. И не потому, что кто-то против, а по очевидным и объективным причинам. Просто убого выглядит, когда кто-то начинает это отрицать, скатываясь на вульгарную и неумную демагогию.

Ответить
-1 +
!, 12:59, 16.10

Белорусы вольно обращаются с языком. их нельзя заставить говорить как вчера. если сегодня кто-то сказал удачную фразу, которая понравилась. Белорусы привыкли к разнообразию языка, привыкли понимать смысл слов, потому что незнакомые слова скорее всего от чего-то образованы, название говорит о какой-то функции предмета или его внешнем виде. Белоурсы быстро соображают что им говорят. потому что настроены на то, что смысл сказанного нужно будет понимать с каким-то количеством незнакомых свлов. Белорусы хорошо чувствуют язык. интонации, двусмсленность, недоговоренность, отсутствие смысла в речи или неправильные выводы из сказанного. Белорусы понимают когда их хотят обмнать, потому что мозги технарей с привычкой понимать речь со словами, о смысле которых нужно догадываться, делают ненужным уточнение точного значения всех терминов, чтобы понять с кем не нужно связываться и кого не нужно слушать.

Ответить
+4 +
Умник, 13:26, 16.10

Ув.тов.Минский! Вы не совсем правы.
Нормативным литературным языком считается язык людей, живущих в центральной части страны, недалеко от столицы.
Этот норматив принят во ВСЕХ странах.
А существовавшие у нас белорусские диалекты вполне успешно пополняли, дополняли белорусский язык. И даже словотворчество писателей (например, Короткевича, Брыля и др), вполне успешно пополняло этот словарь. На эту тему много написано литературоведческих работ, книг, статей.
Правда, эти процессы проходили в нашей литературе где-то до конца 80-х годов.....
Затем начались совсем другие процессы...

Ответить
-11 +
Илья, 13:44, 16.10

Вы всё напутали. Нормативный государственный язык создаётся на основе столичного диалекта. Столичного. Не "людей живущих недалеко от столицы", а жителей столицы. Вот это - норма европейских государств.

Создатели белмовы и укромовы просто опоздали — нормативный язык на русских диалектах и говорах уже был создан: это русский язык. Все годные слова уже разобраны в русский словарь, строй речи уже отшлифован. Поэтому у бедолаг получились некузявые воляпюки, по сути алгоритмы искажения русского языка плюс самые неблагозвучные деревенские словечки.

Ответить
+3 +
Умник, 14:26, 16.10

Ув.тов.Илья. Это вы напутали. Не язык столицы - а все же язык центральной части страны, прилегающей к столице - считается везде нормативным лит.языком. Т.к. любая крупная столица - многоязыка из-за "понаехатых" туда людей. А деревня - это как раз и есть собственно народ, хранитель, так сказать, языка и культуры, т.к. деревняя как раз консервативна. Все логично. Не переиначивайте своей излишней категоричностью давно существующую лингвистику. Какая-никакая, а - наука.
А у нас и по сей день, попадая в глубинку, можно услыхать колоритнейшие словечки, а от стариков - и вообще чыстую беларускую мову. Изредка.

Ответить
-5 +
Илья, 20:15, 16.10

> А деревня - это как раз и есть собственно народ

Ни в коем случае. Более того, деревня не имеет национальности: крестьянину она не нужна, он тутэйший, его кругозор до околицы и ярмарки. Классическая деревня, современная благодаря развитию связи и транспорта подвергается влиянию города и постепенно превращается в пригород.

Просто не придумывайте, а узнайте как обстоит дело. Диалекты вообще целиком складываются только в городах, и государство работает именно с ними. Это в норме. Ну а если поставлена задача создать политтехнологический «антиязык» для подрыва общего культурного поля, тогда да — шарят по деревням, выискивают словечки покорявее.

Ответить
+2 +
Умник, 22:26, 16.10

Ув.тов.Илья. Это не я придумываю. Это "придумывает" наука, и имя ей - лингвистика. А я только рядовой филолог, повторяю то, что изучал в вузе. Ссылаюсь, так сказать, на авторитеты. Но если вам никто не указ - то... звиняйтэ.

Ответить
-12 +
Илья, 13:29, 16.10

Примите моё уважение, сударь.

Добавлю только, что ровно так же можно рассмотреть диалекты Вологды, Рязани, Архангельска, Пскова — какой из них считать истинно проторусским, или настоящим народным русским языком? Ответ — да никакой. Диалекты послужили как материал для создания русского языка. Именно поэтому диалекты Бреста-Пинска-Витебска находятся к русскому языку в точно том же отношении, что и Костромы-Тулы-Брянска: сырьё, материал. Бессмысленно искать истинный язык в деревне — там его никогда не было.

Люди шести западных областей (оформленных большевиками в нацреспублику) заговорили по-русски точно так же легко и естественно, как и остальных русских областей: потому что русский язык ровно настолько же их родной.

Ответить
-6 +
Minsk-City, 18:48, 16.10

Человек сказал сущую правду.
А те, кто его минусовал, навергое, просто не набрали тот уровень "человечности", или обычный IQ, чтобы это уразуметь.
Бог им в помощь... или Лукашенко в Мессии... )))

Ответить
+2 +
tamara, 20:39, 16.10

таварыш,мiнскi ,родная мова для мяне беларуская,а не маскальская,мова Беларуская багацейшая за руськую аж на 80000 тысяч слоу.I калi такiя як ты забароняць мне гаварыць на маей беларускай мове,то я буду размауляць па-ангельску i нiколi ,нiколi па -руську.Для беларусау-лiцвiнау,такiя як ты акупанты, язжай у сваю маскалiю i гавары там па-руську,не навязвай нам тут свой акупацыйный изык.Твая руськая мова вельмi агэсiуная i я ня хочу чуць яе у Беларусi

Ответить
+6 +
!, 9:25, 16.10

В 21 веке столько информации, столько всяких нужных профессий и дел, что ни один человек не может знать и уметь все. Людей ценят за то, что они умеют делать, ищут тех, кто умеет делать что-то нужное в данный момент, поэтому все люди друг другу оказываются нужными и полезными, а болтуны, которые ищут чего кто-то не знает или не умеет, не нужны никому.

Ответить
+53 +
Чэсць,Светлана!, 9:26, 16.10

Самая соль в конце статьи.Без исторической памяти наш народ в коме, и эта кома очень выгодна преступникам у власти как в россии так и здесь.Вернётся память,вернётся достоинство,гордость и язык.Jiwe Litwa!

Ответить
-1 +
Андрей, 21:51, 16.10

По-моему, вся соль как раз в начале, и смысл статьи, я надеюсь, в том, что нужно быть объективными.

Ответить
+38 +
100%-ный демократ, 9:27, 16.10

Светлана, полностью согласен с Вами!!!
Я-русский, давно живу в Беларуси, белорусский язык понимаю, но говорить могу только по-русски. И я 100%-ный демократ, в отличие от многих белорусскомовных.

Ответить
+17 +
бизнес, 9:28, 16.10

Ну и правильно, а то из-за каких-то курсов вони развели. 21 век на дворе, можно выучить при желании хоть тарабарский:) Запатентовала Катя название, так другое придумайте. Блин, а то любят наши некоторые оппозиционеры, чтобы им все извне принесли, положили, а они бы в этом поучаствовали. Хотите что-то создать, создайте. Ведь Катя не курсы запатентовала и уж тем более не язык!, а всего лишь название, нейминг так сказать, выражаясь современным богатым:))). А вони поднялось столько, как будто она патент на мову приобрела...
И еще, права Светлана, мове уделяется слишком много внимания, а вот история на ее фоне как-то в сторонке. А ведь без истории, нет и языка. История всему начало. Я, к примеру, своим детям буду рассказывать совсем не ту историю, которую сегодня можно прочитать в учениках. Я понимаю, что Деружинский и товарищи тоже там немного палку перегнули, но, к сожалению, с нашей историей игрался каждый, кто только хотел, начиная от катьки и заканчивая комми. Хотя сегодня все истории врут. Даже наши соседи выкинули своего Медведя и взяли Погоню. Так мы чем хуже то?...

Ответить
+10 +
Dimon, 9:30, 16.10

Чёткие параллели ! В яблочко !

Ответить
+14 +
665, 9:41, 16.10

... а сколько сил Вова и Саша приложили что бы славянин славянина стал люто ненавидеть.

Ответить
-24 +
!, 9:43, 16.10

Любого можно превратить в "быдло" и "ватника". Можно обходчика путей спросить почему поездов мало ходит, Можно у Калинкиной спросить чем болт от винта отличется. Она не "ватнкик" и не обязана это знать? "ватники" не обязаны ее кормить.

Ответить
-9 +
Филя , 9:47, 16.10

Паважаю Вас, але тут вось - Но в автозаках почти в полном составе оказался Институт теологии (если я правильно помню, даже вместе с вахтером общежития) праўды малавата. затрымана было чалавекі 3-4. не болей...

Ответить
+16 +
Stefan, 9:50, 16.10

Но в большинстве своем белорусы все-таки родной язык и знают, и понимают.
Як могуць ведаць беларускую мову тыя карэнныя беларусы, якія роднай мовай лічаць рускую і ў большасці жанчыны. Гэта яны першыя павінны вучыць сваіх дзяцей любові дв ўсяго беларускага і да мовы таксама. Сумняваюся, што ім цікавая інаша гісторыя, нават тая, якая ў расескіх падручніках для беларусаў. Сапраўды, гэта не пароль, гэта паказчык адносін да бацькаўшчыны і да сябе.
Чужой мовай на радзіме, ведаючы сваю, карыстаюцца толькі рабы. Гэта не для крыўды сказана, гэта адзнака псіхалагічнага стану людзей, якія не могуць пераадолець сябе на вуліцы, ў краме, на працы. Людзі хочуць казаць на сваёй мове, але губляюцца перад акружэннем. Гэта прызнак не вольнага чвлавека. Тут праблема і тут ім патрэбана дапамога.
Усе астатнія выпадкі, проста, дробныя ўключэнні, як той суддзя так і гэтая маскоўкая агентурка.

Ответить
+26 +
БелУкроп, 9:52, 16.10

Светлана, Вы как человек грамотный, дайте людям информацию, где можно узнать о нашей истории...ссылок по больше, где прочесть литературу на эту тему, может видео лекции, названия книг и их авторов и т.д. многим в самом деле это интересно.

Ответить
+5 +
Что это?, 13:00, 16.10

"БелУкроп" - это ваша кличка на вызов к ноге хозяина, который все растолкует и даст информацию как думать и на кого лаять?

Ответить
0 +
Фама, 13:24, 16.10

"Стэфан" 9:47; вельмі правільна і трапна падкрэсліў, што аўтарка гэтага рэкламнага антыбеларускага роліка агентурка крамля. А я яшчэ дабаўлю, што магчыма не толькі крамля, але і КДБ! Бачыце якім подлым шляхам можна зарабляць "бабкі".Відаць Сярэдзіч не даплачвае ёй. Сваёй рэкламай хоча каб беларуса, як і зараз, немагчыма было ідэнтыфікаваць. Каб беларусы заставаліся рабамі і надалей.

Ответить
0 +
Vic, 13:41, 16.10

Дзякуй.

Ответить
+1 +
hunter, 14:16, 16.10

Святлана, Вы малайчына! Не звяртайце увагi на нейкiх там "тролей", беларусы ведаюць Вас i паважаюць Ваша журналiсцкае праудзiвае слова.

"Белукроп"у
Чытайце хаця б Вадзiма Дзеружынакага дзеля пачатку, цi Уладзiмера Арлова, Шукайце. Хартыю 97 знайшлi, так у ИНТЭРНЭЦЕ I МАТЭРЫЯЛЫ ПА АЙЧЫННАЙ гiсторыi таксама шляхам параунання.
Потым можна будзе зразумець: Дзе прауда, а дзе хлуса i хто большый ХЛУС, а то i здраднiк.

Ответить
+2 +
Дмитрий, 16:00, 16.10

Так и билеты в беларуски театр на Пана Тадэуша не взять за 340тыс на ноябрь уже вчера. Вопрос к Пинигину: А Вы почему так редко включаете прем'еру ломовую в график? Месяц Тадэуша по 340тыс - и зал полон! Т.е. не всем нравится? И спектакль со словами "Бацька павесiуся!" сняли, а ведь вешался: где те Добрые Люди, по словам Йешуи Га Ноцри, которые его вынимали из петли? Под веником?

Ответить
+1 +
Вопрос только в цене человеческих жизней., 19:25, 16.10

Судьба Беларуси как государста зависит не от беларускамоуных националистов, а от русскоязычных граждан Беларуси. Если русскоязычные как в Украине станут в защиту Беларуси от российского ватного шовинизма, то Беларусь как государство состоится. Если нет, то Беларусь сначала станет частью распадающейся России, но потом через море крови и страданий и так отделится. Вопрос только в цене человеческих жизней.

Ответить
+2 +
Alexander, 20:09, 16.10

Светлана Калинкина – “журналист от Бога”.
Её статьи, это летопись нашей жизни.

Ответить
 
Написать комментарий
E-mail не будет опубликован